Гражданский процессуальный кодекс устанавливает обязательный претензионный порядок решения возникшего спора. Однако, в Гражданском процессуальном, равно как и в Гражданском кодексе не содержится указаний о том, что претензия должна быть предъявлена на бумажном носителе. Как, в принципе, и любой другой документ – да, он должен быть составлен в письменной форме, но вот на чем именно в законе не указано.
По этому поводу история о том, как предприниматель выставил претензию банку. Что именно они не поделили, в этой истории не столь важно. Достоверно же известно вот что.
Когда предприниматель обратился в банк для разрешения спора, работники банка заявили: "Пишите претензию, мы ее будем рассматривать 60 дней и потом всё равно откажем". Однако банкиры не учли, что предприниматель был местным монополистом в поставке тесаного камня для памятников, фундаментов и прочего. Вот предприниматель и выставил банку требуемую претензию на «подручных материалах».
Воскресным вечером на тяжелом грузовике претензию привезли к банку. Возле запертого офиса банка претензия была выгружена двумя тяжелыми кранами и установлена на крылечке. А утром оказалось, что претензия мешает работникам банка попасть в офис. Хотя сама по себе претензия была скромной, но выглядела она внушительно: строгая плита серого гранита, массой около 12 тонн. На плите по всей форме была выбита претензия к банку со всеми реквизитами, включая адрес предпринимателя для ответа.
Разумеется, оставшиеся без офиса работники банка вызвали полицию. Прибывшие полицейские, внимательно изучив претензию, пояснили, что тут нет никакого преступления, а налицо гражданско-правовые отношения. После чего посоветовали банку решать вопрос с предпринимателем в суде общей юрисдикции. Банк попытался самостоятельно убрать претензию. Увы, предприниматель оказался единственным владельцем многоосного трейлера и соответствующей техники. А без трейлера вывезти претензию не представлялось возможным.
Банкиры вызвали трактор и собрались зацепить претензию тросом и столкнуть хотя бы с крыльца на дорогу. Однако такую работу с претензией остановили проезжавшие служители порядка, пояснившие, что захламлять проезжую часть претензиями нельзя. Бедным работникам банка пришлось проникать на рабочие места через окна. Многие клиенты банка предпочли пойти в другие банки.
На следующий день судья районного суда, выслушав жалобу банка, отказалась требовать от предпринимателя аннулировать претензию. Более того, выяснилось, что банк не имеет права отвергнуть претензию по мотивам использования небумажных материалов, а должен переместить её в архив и рассмотреть в соответствии с собственным порядком. В результате на третий день нанятая банком бригада рабочих с отбойными молотками все-таки раздробила претензию до перевозимых размеров.
В тот же день предприниматель позвонил в банк и вежливо поинтересовался результатами рассмотрения претензии. Услышав обещание предпринимателя в случае проволочек выставить новую претензию, уже на трех страницах, банк предпочел не доводить до этого и срочно отменил для предпринимателя все комиссии.
Так что досудебное урегулирование конфликтов – очень эффективная мера.