Законодательство относит автомобиль к технически сложным товарам. В связи с этим, и с действующим законом о защите прав потребителя, машину можно вернуть только в течение пятнадцати дней с момента, когда она была передана продавцом владельцу.
Соответственно, покупатель не может вернуть автомобиль низкого качества, если его поломка или обнаружение недостатка произошли по истечении данного срока. Но из существующего правила есть определенные исключения, предусмотренные законом о защите прав потребителя № 2300-1 от 7 февраля 1992 года и позволяющие сделать возврат дефектной или сломанной машины продавцу.
Указанные исключения снимают ограничения с 15-дневного срока, позволяя автовладельцу требовать:
• замены некачественной техники и возврата потраченных денег;
• возврата части суммы, пропорциональной стоимости недостатка или поломки;
• осуществления бесплатного ремонта.
Три условия возврата автомобиля по истечении 15 дней
Замена машины или возврат части денег возможен только при определенных обстоятельствах:
№ 1. Существенные недостатки автомобиля
Существенными недостатками автомобиля считаются такие недостатки, которые:
• не представляется возможности устранить;
• невозможно устранить в разумный срок;
• требуют затрат, сопоставимых с ценой самого автомобиля;
• появляются повторно после его устранения.
Кроме того, к ним относят несколько дефектов автомобиля, каждый из которых делает невозможным использование машины по назначению.
Верховный Суд РФ в качестве существенного недостатка автомобиля определяет различные недостатки, выявленные при его эксплуатации более двух раз. При этом каждая из неисправностей делает товар несоответствующим требованиям безопасности, поскольку его использование опасно для жизни, здоровья и имущества покупателя.
Таким образом, при обнаружении существенного недостатка в купленном автомобиле, его владелец может вернуть затраченные деньги вне зависимости от времени обнаружения данного дефекта, то есть по окончании 15-дневного срока.
Правда, есть одна важная деталь – существенность недостатка носит оценочный характер, поэтому в суде представитель производителя часто оспаривает степень серьезности дефекта или поломки и окончательный решение в данном вопросе принимает рассматривающий дело судья.
Проведение технической экспертизы, на которой покупатель обладает правом присутствовать, производится за счет продавца. При несогласии с ее результатами добросовестный покупатель может оспорить ее в суде.
Кроме того, ремонт, замена, возврат безвозмездно осуществляется продавцом или изготовителем. При неисполнении данных обязательств затраченные деньги владельцу автомобиля возмещает обязанное лицо.
№ 2. Продавец нарушил установленные сроки ремонта автомобиля
В случае если продавец при устранении поломки автомобиля нарушает обговоренный срок, то владелец вправе потребовать замены данной машины или возврата ее стоимости.
Согласно закону о защите прав потребителя период выполнения ремонтных работ определяется несколькими способами:
1. Срок ремонта устанавливается договором, который заключается между покупателем и продавцом. По установленным законодательным нормам, он не может превышать 45 дней, поэтому автовладелец должен тщательно читать договор и обратить внимание на пункт, где указано время, отведенное на ремонтные работы.Если же продавец прописал больший срок ремонта, чем установленный законом, все равно необходимо ориентироваться на 45 дней.
2. При отсутствии соглашения между продавцом и покупателем закон определяет минимальный срок ремонта автомобиля, под которым подразумевается время, объективно необходимое для устранения дефекта.
Более того, стороны могут заключить договор на новый срок проведения ремонтных работ. Но покупатель должен знать, что отсутствие нужных материалов, запасных частей и оборудования не может являться причиной для продления срока и продавец не освобождается от ответственности за нарушение первоначального срока ремонта.
№ 3. Автомобиль находился в ремонте больше 30 дней
Если в связи с постоянными ремонтами автовладелец не может использовать купленную машину в течение каждого года более 30 дней. К примеру, автомобиль был приобретен с двухлетним гарантийным сроком. С момента покупки в течение двух этих лет он находился в ремонте в общей совокупности не менее 30 дней в течение первого года и не менее 30 дней на втором году эксплуатации. В этом случае владелец также может требовать замены машины на новую или возврате средств, затраченных на ее покупку.
Как следует из всего вышесказанного, только в перечисленных трех случаях владелец дефектного автомобиля имеет право его на замену или возврат затраченных денег по окончании 15 дней с момента получения товара.
Права покупателя при обнаружении указанных исключений
Согласно действующим нормам законодательства о защите прав потребителя, только покупатель выбирает способ своей правовой защиты. Соответственно, если установлен существенный недостаток автомобиля, только покупатель решает, что потребовать – замены на новый автомобиль, бесплатного ремонта или возврата затраченных денег.
Продавец не имеет права просто отремонтировать машину, если автовладелец требует ее замены. С другой стороны, покупатель не может изменить предъявленное к автосалону требование и после заключения соглашения на проведение ремонта автомобиля просить его замены.
Заставить продавца выполнить законное требование потребителя могут устные переговоры или письменное требование. Как показывает практика, последний вариант является более действенной мерой для достижения взаимопонимания между покупателем и продавцом. При этом очень важно как можно раньше подать иск, поскольку при отказе автодилера от выполнения своих обязанностей, срок исполнения рассчитывается с момента предъявления требования. В этом случае продавец обязан выплатить покупателю 1% стоимости товара за один день просрочки.