Часто, при запросе детализации нашего счета у оператора сотовой связи, мы обнаруживаем, что с нашего счета были списаны денежные средства или подключены платные услуги без нашего на то согласия. В данной статье мы опишем типичные ситуации и укажем на то, какие действия операторов сотовой связи являются законными, а в каких случаях списания являются не законными и как с этим бороться.
При подключении услуги безлимитный интернет списываются деньги со счета при использовании некоторых WAP-сервисов. Здесь важен один момент, если предупреждение об этом содержалось на сайте оператора сотовой связи и в договор включено условие о том, что абонент обязан знакомиться с условиями, перечнем возможных услуг и тарифами на них, размещенными на сайте, то при возникновении спора, суды обычно становятся на сторону операторов. Закон о защите прав потребителей содержит открытый перечень способов информирования потребителей об услугах. Операторы связи обычно ссылаются на то, что потребители считаются ознакомленными с информацией об услугах, поскольку она представлена на сайте оператора, а сайт зарегистрирован как электронное СМИ. Соответственно, размещение на нем информации о предоставляемых услугах и порядке их использования является законным и достаточным способом информирования потребителей об оказываемых им услугах.
При авансовом способе оплаты и нулевом балансе оператор взыскал задолженность в роуминге. Согласно Правил оказания услуг подвижной связи (далее по тексту – Правила) при оплате услуг посредством авансового платежа абонент вносит денежные суммы на лицевой счет, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные услуги. При нулевом остатке на лицевом счете абонента оператор должен просто воспользоваться своим правом на приостановление оказания услуг. Взыскание денежных средств при нулевом балансе – это фактически изменение способа оплаты на оплату отложенным платежом, при котором оператор оказывает услуги при отсутствии денег на лицевом счете абонента, а абонент оплачивает их по окончании расчетного периода. Если абонент в нарушение п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не был проинформирован о том, что ему придется оплачивать услуги в роуминге по факту их оказания, а не авансом, то некоторые суды отказывают операторам в исках о взыскании такой задолженности.
Платные SMS сообщения с коротких номеров, правомерно ли это? Согласно Закону «О связи», не подлежит оплате абонентом телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, за исключением случаев, названных в этой статье. То есть по общему правилу входящие звонки должны быть бесплатными. Но на sms-сообщения эта норма не распространяется. За исключением этого, операторы связи обычно ссылаются на то, что плата за сообщения с коротких номеров – это не плата за услуги оператора, а плата за подписку на услуги третьих лиц (контент-провайдеров). Как это работает: вам нужно скачать некий файл в интернете или заказывать услугу, но для этого нужно отправить sms на короткий номер и получить на телефон код для скачивания. Мало кто это замечает, но при вводе этого кода одновременно ставится галочка под фразой о том, что вы согласны на получение платной подписки на услуги информационно-развлекательного характера (обычно это указано очень мелким шрифтом). Далее, вам начинают приходить информационные sms от соответствующего интернет-провайдера. В этом случае деньги снимаются не за входящие sms, а за подписку на информационную услугу. В связи с этим, отказываться от подписки нужно через провайдера. Будьте внимательны при заказе услуги или скачивании файлов с интернет ресурсов!
Подключена платная услуга, которую абонент не заказывал, можно ли вернуть деньги? Да, вернуть деньги возможно. По закону оператор может оказывать иные услуги, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной связи и направлены на повышение их потребительской ценности, но только с согласия абонента. Поскольку вы не давали согласие (а молчание согласием не признается), действия оператора являются навязыванием дополнительных платных услуг, что запрещено Законом о защите прав потребителей. В данной ситуации, Вы вправе отказаться от оплаты таких услуг или потребовать возврата денег.
Как мы видим, есть много подводных камней при взаимодействии абонента с оператором сотовой связи. При неправомерном списании денежных средств или навязывании платных услуг абонент вправе обратиться с письменной претензией к оператору сотовой связи.
Специалисты нашей компании помогут вам составить обоснованную претензию и вернуть незаконно списанные денежные средства.