Большие магазины, много людей, давка, а еще и огромная тележка – и Вы неудачно уворачиваетесь от потока людей и, совершенно случайно «не вписываясь» в поворот, тараните стеллаж с хрустальной посудой или французскими винами. Каждый человек, посещающий супермаркеты, боится такого поворота событий, потому что на подсознательном уровне у каждого человека есть принцип «раз испортил – придется возместить». Всегда ли этот принцип работает на практике и как себя вести, если такая неприятная ситуация произойдет с Вами, читайте ниже.
Белый флаг.
Для начала нужно сказать, что обычно у крупных супермаркетов в бюджетной политике есть расходная статья, предусматривающая расходы на поврежденный товар. Именно поэтому зачастую сотрудники магазинов закрывают глаза на порчу товаров (конечно, в небольшом объеме), сказывается и определенная привычка продавцов – ситуацию с порчей товара сложно назвать редкостью. Еще одной причиной, по которой невнимательного покупателя могут отпустить – нежелание портить имидж и статус магазина судебными разбирательствами или скандалом в торговом зале.
В любом случае, важно помнить и заботиться о своих правах. Если Вы оказались в описанной ситуации и понимаете, что просто так Вас не отпустят, вызывайте наряд полиции. Сотрудники правоохранительных органов смогут сохранить хрупкое перемирие между Вами и персоналом магазина, а также зафиксировать возможные противоправные действия со стороны персонала. Первое, что необходимо помнить в такой ситуации - никто не вправе Вас задерживать или требовать произвести оплату товара, если Вы не согласны с наличием вины. Поэтому, если сотрудники требуют «загладить вину», а Вы просто проходили мимо уже разбитой банки, Вы не обязаны платить, тем более на месте. В такой ситуации заставить Вас заплатить сможет только суд.
А прав кто?
Вопреки распространенному мнению: платит тот, кто испортил, закон говорит об обратном – ответственность за случайное повреждение товара лежит на собственнике этого товара, то есть на магазине. Именно поэтому, сотрудники магазина зачастую предлагают невнимательному посетителю купить испорченную вещь, тем самым оплатив вред, причиненный магазину.
Однако многие эксперты настаивают на том, что это положение не всегда действует на практике. Если рассматривать ситуацию с точки зрения статьи Гражданского кодекса, предусматривающей повреждение "по независящим от продавца и покупателя причинам вследствие случайных явлений или обстоятельств непреодолимой силы", получается, что покупатель не виноват. С другой стороны, неосторожность покупателя может трактоваться не как «случайное явление», а как "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица». В этом случае, согласно положению этой статьи, «причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Эксперты, настаивающие на том, что невнимательный покупатель должен возместить причиненные убытки, обращают внимание и на ст. 15 Гражданского кодекса, которая постановляет, что "лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере"
Еще один миф, связанный с порчей магазинного товара, - причинивший ущерб покупатель должен возместить стоимость товара по закупочной цене. Эксперты же отмечают, что «это не так, и покупатель должен компенсировать стоимость товара по цене в розницу, поскольку в данном случае продавец не должен терпеть убытки в виде упущенной выгоды»
Если Вы не виноваты.
Вопрос, как поступать в ситуации, когда Вы повредили товар не по собственной неосторожности, все еще остался неосвещенным. Кто виноват, если Ваша тележка сбила банки с соленьями потому, что перед стеллажами был мокрый пол, и не было предупреждающих знаков? Или если «композиция» из посуды была составлена настолько неудачно, что малейший порыв ветра мог ее разрушить?
На этот счет у экспертов есть свое мнение – при некоторых обстоятельствах степень вины покупателя признается минимальной и покупатель не несет ответственности за порчу, так как присутствует и вина продавца. В пример приводятся ситуации с узкими и загроможденными проходы между стеллажами, скользкими полами, шаткими конструкциями из выставленного товара, а также товар, выставленный к самому краю без заградительных бортиков, дернувшийся транспортер на кассе. Не стоит забывать, что свою невиновность должен доказывать причинитель вреда, то есть покупатель.
Конечно, доказать данный факт на месте продавцу будет очень сложно – вряд ли сотрудники магазина согласятся, что из-за их недосмотра полы оказались мокрыми, а предупреждающих знаков никто не поставил, и поэтому магазин понес ущерб. В этом случае Вам нужно требовать от продавца составить акт о случившемся, в котором Вы обязательно должны аргументировать свои отказ возмещать ущерб. Далее, продавец должен обратиться с указанным актом в суд, в котором покупателю и придется доказывать свою невиновность. Эксперты напоминают, что, если ситуация складывается в подобном русле, нужно вести себя адекватно, не убегать из магазина, и выполнять необходимые процессуальные действия (предоставлять паспортные данные, расписываться в акте и т.п.)
В заключении хочется напомнить читателям, что права потребителей защищаются Роспотребнадзором, поэтому при возникновении любой конфликтной ситуации, можно звонить на "горячую" линию ведомства по телефонам +7 (495) 621-70-76 и +7 (495) 621-25-74.
Если подобная ситуация все же произошла, юридическая компания «ЮрПартнерЪ» готова встать на защиту Ваших интересов и оказать квалифицированную юридическую помощь!