17.05.2013

Письменная претензия страховщику как способ урегулирования споров.

Отношения в области автострахования регулируются несколькими федеральными законодательными актами, однако отдельные условия, в том числе и порядок страховых выплат, могут быть предусмотрены и в самом договоре, заключенном между владельцем транспортного средства и страховой компанией.

Для реализации права на получение выплаты, страхователю необходимо предоставить страховщику – страховому агенту или представителю компании – необходимый перечень документов, к которым относятся:

- заявление о выплате;

- документы, подтверждающие наступление страхового случая (дорожной аварии, случая порчи автомобиля, факта угона транспорта);

- документы, подтверждающие размер причиненного ущерба;

- акт осмотра поврежденного авто, а в некоторых случаях – и само транспортное средство либо его части.

В случае угона транспортного средства, кроме вышеуказанного перечня документов, страховщик может потребовать заключения соглашения, которое будет регулировать дополнительные вопросы возмещения ущерба, а также порядок действия сторон при установлении местонахождения автомобиля.

Статья 943 ГК РФ регламентирует: условия, согласно которым заключаются договор страхования, могут определяться стандартными правилами страхования (далее – Правила).

Выплата страхового возмещения производится в течение 15 дней с момента принятия страховым агентом страхового акта – специального документа, являющегося подтверждением факта наступления страхового случая и возникновения права на выплату.

На составление и подписание такого акта страховой компании отводится также не более 15 рабочих дней. Таким образом, если иное не предусмотрено договором страхования, страховая выплата должна быть перечислена в течение 30 календарных дней с момента представления страховщику всех необходимых документов (ст. 954 ГК РФ).

Несоблюдение страховой компанией вышеуказанных сроков может быть расценено как нарушение условий договора либо как ненадлежащее исполнение обязанностей.

Следует знать, что при защите права страхователя на получение выплаты обязательным этапом является стадия досудебного урегулирования спора – предъявление претензии в письменной форме.

В претензии необходимо указать:

- суть обращения, например нарушение сроков выплаты;

- требования, предъявляемые к страховщику;

- предупреждение о направлении искового заявления в суд при не достижении согласия.

Страховая компания должна рассмотреть претензию в течение 15 рабочих дней и о результатах рассмотрения уведомить заявителя. В случае, если результат рассмотрения не будет удовлетворять страхователя, возникает право на обращение в суд за защитой своих прав и интересов.