«Соглашение о намерениях» - правовая «западня» или наиболее целесообразный способ урегулирования бизнес – отношений? Разберемся.
Наверняка каждый из нас хотя бы раз слышал о таком понятии как соглашение или договор о намерениях. Но далеко не каждый из нас понимает истинное юридическое значение такого договора. И чего стоит ожидать после его подписания, а чего – нет.
Начнем с юридической значимости. Говоря о юридическом значении соглашения о намерениях, следует отметить, что действующее гражданское законодательство не содержит подобного института. Наиболее близким понятием ему прототипом является институт предварительного договора. Напомню, что согласно статье 429 ГК РФ: "По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором".
При этом "предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора". В случае же уклонения одной из сторон от заключения договора, "применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса", т.е. о заключении договора в обязательном порядке.
Однако можно ли считать, что соглашение о намерениях равнозначно предварительному договору? При ответе на это вопрос следует обратиться к статье 431 ГК РФ (Толкование договора). "При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом". Если указанные правила "не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон".
Отсюда следует вывод о том, что соглашение о намерениях приобретет силу предварительного договора только в том случае, если в соглашении в более-менее однозначных выражениях будет указано на обязательность заключения по его итогам договора. Это могут быть такие выражения как:
• "стороны обязуются заключить вышеуказанный договор…";
• "стороны подпишут указанный договор в течение …"; и тому подобные.
В случае же, если соглашение будет содержать выражения подобные этим:
• "стороны планируют рассмотреть возможность сотрудничества";
• "стороны проведут дополнительные переговоры";
• "финансовые условия отношений сторон будут обсуждены дополнительно", то, скорее всего, предварительным договором его не признают.
В таком случае, следует считать, что сторонами в силу статьи 421 Гражданского кодекса, заключен непоименованный договор: "Граждане и юридические лица свободны в заключении договора… Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами".
Суть же этого договора можно определить так: соглашение о намерениях – это непоименованный в гражданском законодательстве, но и не противоречащий ему договор, носящий организационные функции и очерчивающий рамки будущего сотрудничества сторон".
Теперь разберемся в практическом значение соглашения о намерениях. А вообще, имеет ли соглашение о намерениях хоть какое-нибудь практическое значение, если мы соглашаемся с тем, что юридически обязательных норм оно не содержит?
По моему мнению, на этот вопрос должен быть дан, безусловно положительный ответ. Ведь соглашение о намерениях позволяет решить сразу две важные практические задачи:
1. Фиксация определенных переговорных успехов сторон. Так, с помощью соглашения можно обговорить варианты, заранее признанные сторонами неподходящими, или, наоборот, подчеркнуть варианты, оставшиеся в рассмотрении. Можно установить вероятные границы цены, согласовать обращение к оценщику или посреднику, обговорить обязательные условия продолжения переговоров и т.п. Кроме того, такая фиксация позволяет избежать возможного недопонимания сторон.
2. Психологическое воздействие сторон друг на друга. Общеизвестно, что репутация в бизнесе все-таки имеет немаловажное значение. Можно юридически уйти от выполнения обязательств, однако если станет известно, что сторона отказалась выполнять условия, согласованные в письменном виде, ее репутация от этого явно не выиграет. Также наличие письменного документа оставляет возможность негласной апелляции к вышестоящему представителю второй стороны, например, обращение к собственнику бизнеса с указанием на невыполнение топ - менеджером условий соглашения.
В целом, следует заключить, что соглашение о намерениях – вполне жизнеспособный инструмент практического ведения бизнеса. Поэтому, не надо сразу и безвозвратно впадать в подозрения при поступлении предложения заключить договор или соглашение, напрямую неурегулированный ГК РФ. Необходимо внимательно ознакомиться со всеми условиями «необычного» соглашения и дать им правовую оценку. Но здесь, конечно, вам не обойтись без помощи сведущего и опытного юриста.