03.04.2014

Конституционный суд РФ разрешил снижать административные штрафы организаций ниже минимального размера, если он составляет 100 тысяч рублей и более

В Конституционный Суд РФ обратились заявители в лице коммерческих организаций и бюджетного учреждения с жалобами об оспаривании положения некоторых статей КоАП РФ в части минимально установленного для организаций штрафа, в частности, за следующие правонарушения:

− пользование недрами без лицензии, минимальный штраф - 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ);

− нарушение требований промышленной безопасности или условий соответствующих лицензий, минимальный штраф - 200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ);

− нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований техрегламентов или обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, минимальный штраф - 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ);

нарушение правил раскрытия обязательной информации эмитентами, клиринговыми организациями, акционерными инвестиционными фондами и иными лицами, минимальный штраф - 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ);

− нарушение правил направления сообщений о проведении общего собрания акционеров, а также правил представления обязательной информации, минимальный штраф - 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ);

− нарушение правил проведения общего собрания участников хозяйственных обществ, минимальный штраф - 500 тыс. руб. (ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ);

− нарушение правил представления в Банк России обязательной информации, минимальный штраф - 500 тыс. руб. (ст. 19.7.3 КоАП РФ).

Заявители указали, что КоАП РФ не позволяет дифференцировать штрафы для организаций в зависимости от обстоятельств. Так, при назначении наказания не учитывается статус организации (например, малое предприятие), ее имущественное положение, степень вины нарушителя, размер вреда, факт добровольного устранения допущенных нарушений до назначения наказания. В результате в некоторых случаях даже минимальный административный штраф не соразмерен совершенному правонарушению и обременителен для организаций.

В практике арбитражных судов уже поднимались вопросы о возможности назначения наказания менее нижнего предела, установленного в КоАП РФ, при наличии каких-либо смягчающих обстоятельств. Однако суды указывали, что положениями Кодекса не допускается подобное снижение.

По мнению КС РФ, такое правовое регулирование не позволяет надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины нарушителя-юрлица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.

В Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, КС РФ отметил, что назначение наказания (административного штрафа) должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение.

С момента вступления в силу КоАП РФ размер штрафов неоднократно увеличивался, соответственно, значительно возрос и нижний порог штрафов. Назначение такого штрафа, даже минимального, может негативно повлиять на имущественное положение некоторых категорий организаций, в том числе и малых предприятий.

В настоящее время если правоприменительный орган придет к выводу о несоразмерности административного наказания характеру совершенного правонарушения, то у него фактически будет только одна возможность освободить правонарушителя от ответственности - признать деяние малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).

Применение рассрочки и отсрочки уплаты штрафа может не повлечь положительного эффекта, если сумма первоначального штрафа весьма обременительна для правонарушителя. Замена штрафа на предупреждение чаще всего не предусматривается в случаях, когда размер штрафа составляет 100 тыс. руб. и выше.

В связи с этим КС РФ пришел к выводу, что в КоАП РФ должна быть предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже минимального предела, а законодателю следует рассмотреть вопрос о соответствующих поправках.