Со следующего года вступает в силу закон, касающийся налога на недвижимость граждан. Закон вносит изменения в Налоговый кодекс РФ и содержит в себе ряд нововведений, касающихся порядка начисления и уплаты налога на имущество. Подписание В.В. Путиным Закона «О внесении в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ…» состоялось 4.10. 2014 года.
Главной новеллой Закона, безусловно, выступает изменение налоговой базы (стоимостного выражения недвижимости), которая раньше составляла инвентаризационную (фактическую) стоимость объекта, а с принятием нового закона будет равняться кадастровой (расценочной) стоимости недвижимого имущества. Окончательный переход на новую систему завершится в январе 2020 года. Переходный период введен для того, чтобы муниципалитеты и субъекты смогли принять соответствующие правовые акты своего уровня, а граждане не пострадали от резкого увеличения налога.На окончательный переход к новой системе отведено пять с половиной лет.
Налоговая база для жилых квартир будет равняться их полной кадастровой (рыночной) стоимости за вычетом расценочная стоимость 20 квадратных метров от площади данной квартиры. Для частных жилых домов и комнат также предусмотрено снижение налоговой базы: в случае с домом из общей цены вычитается стоимость 50-ти квадратных метров, налоговая база для жилых комнаты уменьшена на стоимость 10-ти квадратных метров.
Налоговая ставка (то есть величина налоговых начислений) по новому закону для жилых помещений составит 0,1% от расценочной (кадастровой) цены самого жилища (помимо непосредственно жилья в эту ставку также войдут недостроенные объекты, если в последующем они станут жилыми домами, гаражи и машино-места, а также единые недвижимые комплексы, в составе которых есть хотя бы одно жилье). За муниципальной властью закрепляется право на повышение базовой ставки налогообложения до 0,3 %, а также право и вовсе снизить ставку до нуля процентов. Это полномочие не распространяется на местные власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в городах федерального значения все полномочия сосредоточены в руках власти субъекта.
Нежилые объекты, включенные в перечни Правительства РФ или Правительства субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ, которыми могут быть офисные и складские помещения, торговые площадки и центры, административные и деловые центры, объекты общественного питания будут облагаться по ставке в 2% от их расценочной стоимости. Такая же ставка установлена на любые другие объекты недвижимости (и жилые, и нежилые), чья кадастровая стоимость больше, чем 300 млн. рублей. Никакие льготы по уплате налогов для владельцев таких объектов не предусмотрены.
Для всех остальных предметов недвижимого имущества (в большинстве своем это нежилая недвижимость, не включенная в перечни) налоговая ставка равняется 0,5%.
Важным моментом является то, что местные власти не смогут изменить налоговую ставку на данные объекты, то есть влиять они смогут только на налоговую нагрузку граждан-собственников жилых помещений дешевле 300 млн. рублей.
Немаловажно, что налоговые льготы по новому закону сохраняют свою силу, однако в несколько измененном виде. Основное отличие в том, что льготная категория населения может воспользоваться своей льготой исключительно для одного объекта по своему выбору, тогда как раньше льгота распространялась на все имущество льготника. Кроме того, для недвижимости, используемой гражданином в коммерческих целях (то есть в целях извлечения из недвижимости прибыли, например, сдача в аренду), льгота распространяться не будет.
Во избежание резкого скачка налогов во время переходного периода, муниципалитеты, которые уже перешли на новую систему расчета налогов, вынуждены будут использовать наименьшие коэффициенты. Расчет коэффициентов будет проходить по следующей схеме: в 2015 году – 0,2%, в 2016 году – 0,4%, в 2017 году – 0,6%, в 2018 году – 0,8%. Только начиная с 2019 года, налог будет начисляться без понижающего коэффициента. Также во время переходного периода субъекты РФ могут использовать для расчета налогообложения инвентаризационную стоимость недвижимого имущества. Дата окончательного перехода на новый порядок расчета субъектами устанавливается самостоятельно.
Каждому налогоплательщику предоставляется право обжалования оценки своей недвижимости по кадастровой стоимости. Рассмотрением споров по снижению кадастровой цены, и, как следствие, налога, будет заниматься специальная комиссия. И, конечно же, за налогоплательщиком остается право защиты своих законных интересов в суде.