Практически каждый житель РФ имеет пластиковую карту, на которую он получает заработанную плату, расплачивается ею за услуги в магазинах, хранит на депозите денежные средства и так далее. Изменения, которые вступили в силу с «01» января 2014 года в закон «О национальной платежной системе» имеют важное практическое значение для каждого. Итак, расскажем о наиболее важных:
1. Увеличен срок, в течении которого владелец счета обязан сообщить в банк о мошеннических операциях со своими денежными средствами. Данный срок составляет 10 дней с даты наступления указанных обстоятельств. Ранее на подачу заявления у нас был всего лишь 1 день и это было крайне невыгодно жертвам мошеннических действий, ведь не всегда возможно за такой короткий срок уследить за действиями по лицевому счету.
2. Регламентирован срок возврата денежных средств после подачи заявления – банки обяжут вернуть денежные средства клиентам в срок до 30 либо 60 дней в зависимости от операции. Ранее данный срок не был закреплен на законодательном уровне, что зачастую позволяло банкам затягивать со сроками возврата. Однако, если банку удастся доказать, что держателем карты допущены нарушения правил пользования пластиковой картой, то денежные средства возвращены не будут.
3. Банков обяжут уведомлять клиентов о каждом списании денежных средств с карточки, однако способ уведомления и подтверждения его доставки не регламентирован. Если банк не уведомит клиента о списании денежных средств, то клиент имеет право на возврат сумм операций, о которых он не был уведомлен. Но, не смотря на это, как упоминалось в предыдущем абзаце, банк вправе провести расследование и, если выяснится, что клиентом были нарушены условия пользования картой (например, клиент носил карту с магнитной полосой в кармане с сотовым телефоном, в результате чего она размагнитилась), то банк вправе не возвращать сумму списанных денежных средств.
4. При возникновении спорных ситуаций предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, то есть клиент в обязательном порядке должен обратиться сначала в банк, а затем лишь при отказе от удовлетворения требований – в суд. Это позволит снять нагрузку с судов, которые переполнены исками от потребителей банковских услуг.
Указанные изменения носят в основном позитивный характер, как для самих банков, так и для их клиентов. Однако, не смотря на это, многие эксперты прогнозируют увеличение мошенничества со стороны недобросовестных клиентов, в связи, с чем многие банки планируют улучшать электронные системы обслуживания клиентов. С 2016 года планируется заменить выпуск карт с магнитной полосой на чиповые карты, так как они являются наиболее надежными.