29.02.2016

Как правильно "обелить" бизнес?

обеление бизнеса

Журнал "Контур" опубликовал статью о том, как правильно вывести компанию в правовое поле.
Экспертом по этой теме был привлечен управляющий партнер Антон Толмачев. Он поделился с изданием секретами «производства».


О причинах «обеления» бизнеса:


«Причин может быть множество: как объективных, так и субъективных. Самая распространенная, на мой взгляд, — это желание собственников расшириться или перейти в публичную плоскость. В случае расширения бизнеса, увеличения оборота и количества сотрудников неизбежно привлечение внимания налоговой инспекции. Если мелкая фирма может позволить себе выдавать зарплату в конвертах, то крупные предприятия вынуждены делать все законно либо постоянно откупаться от проверяющих органов, а это не самая лучшая стратегия. После приобретения определенной значимости и популярности в своей сфере компания вынуждена следить за репутацией. Информация о том, что она работает «вчерную», может вызвать резкое неодобрение у потребителей и законопослушных коллег. Иногда причиной перехода является смена собственника бизнеса, который принимает решение резко сменить вектор работы компании. Сюда же можно отнести случаи, когда собственник не изменился, но была выбрана новая стратегия ведения и продвижения бизнеса, например, компания решила участвовать в государственных закупках, у которых обычно достаточно серьезная проверка поставщиков.
Стимулом для «обеления бизнеса» может стать неожиданная налоговая проверка, после которой, как правило, принимается немедленное решение впредь работать исключительно в рамках закона.»


О том, как правильно перейти в публичную плоскость

«Для начала остановимся на продаже компании другому собственнику. Это довольно простой выход, потому что сегодня, во-первых, существует целый рынок услуг по предоставлению липовых покупателей вашей организации. Во-вторых, процедура смены учредителя занимает в налоговой всего пять рабочих дней. В то же время нельзя забывать про статью 199 УК РФ. Даже после смены генерального директора его предшественник может быть привлечен к уголовной ответственности, если в срок его полномочий образовался состав налогового преступления.
Процедура ликвидации значительно сложнее и продолжительнее, но зато она стопроцентно подчищает все хвосты. Однако лучше всего осуществлять ее, если у вас нет никаких задолженностей перед контрагентами и бюджетом, — тогда она пройдет куда проще и безболезненней. В противном случае ликвидация превратится в банкротство, а этот процесс может длиться годами.
Инициирование налоговой проверки — достаточно специфический способ вывода предприятия из тени. Он предполагает, что компания производит определенные действия, после которых налоговая просто обязана среагировать проверкой, — например, реорганизация юридического лица. Вариантов дальнейших событий может быть несколько: руководитель может попытаться «договориться» с проверяющими или к моменту проверки хоть как-то восстановить и исправить в работе компании все, что можно, и заплатить штрафы по результату проверки.
Оптимального рецепта по «обелению бизнеса» не существует, так как каждая ситуация индивидуальна и требует комплексного участия в исправлении ошибок юриста и бухгалтера, а в некоторых случаях других специалистов и собственника компании. Многое при определении предпочтительного способа будет зависеть от того, насколько «в тени» находится бизнес, что именно следует изменять, какие цели стоят перед руководством.»

Источник: Журнал "Контур"