12.03.2013

Автомобиль и алкоголь: можно ли совмещать?

Как известно, после зимних трагедий, произошедших на дорогах Москвы, законодательная и исполнительная власти всерьез взялись за разработку законопроектов, ужесточающих ответственность водителей за езду в нетрезвом состоянии. Сейчас существует уже три документа, которые составлены с целью обеспечения безопасности дорог от «пьяных» аварий, при этом в каждом проекте «свое» видение ситуации и способы ее регулирования. Администрация Президента, изучив представленные законопроекты, пришла к выводу, что документы нуждаются в доработке – они не содержат определения «опьянения» как такового.

Высказываясь по поводу проекта закона, вводящего более серьезные санкции за нетрезвое вождение, Государственно-правовое управление Президента указало, "что в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение "состояния опьянения". В связи с тем, что предложенный проект федерального закона направлен на усиление ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения лицами, находящимися в состоянии опьянения, полагаем целесообразным ввести такое понятие данным законопроектом". Помимо этого законодательного «недосмотра», при анализе усмотрели еще один – не предусмотрена одинаковая ответственность для водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и для водителей, отказавшихся проходить медицинское освидетельствование.  По мнению экспертов ГПУ, этот недосмотр может создать «лазейку» для нетрезвых автомобилистов – им будет «выгоднее» скрыться с места ДТП и спустя некоторое время явится с повинной уже в трезвом состоянии. Это позволит водителю получить меньшее наказание.

После внесения поправок данный документ будет рассмотрен Государственной Думой, рассмотрение планируется на март. Напомним, что законопроект предусматривает следующие санкции за пьяное вождение: лишение прав и штраф от 50 тысяч рублей, если нетрезвый водитель стал виновником аварии со смертельным исходом 1 человека – тюремное заключение от 2 до 10 лет, со смертельным исходом двух и более лиц – от 5 до 15 лет заключения. Для сравнения – сейчас это до 7 и до 9 лет соответственно.

Другой законопроект, связанный с «ужесточением» ПДД, внесен первым заместителем Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, время его рассмотрения пока не назначено. Данный документ предполагает увеличить ответственность водителей практически по всем статьям Кодекса об административных правонарушениях, связанных с правонарушениями водителей. Поправки совмещают лишение прав и высокие штрафы, при этом административный арест и лишение прав становятся специальными наказаниями, а значит, назначать их можно вместе с основными. Именно эта поправка даст возможность не только лишить пьяного водителя прав, но и наказать его большим штрафом. Так, проект предусматривает за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения штраф в размере 50 тысяч рублей и лишение прав на три года, в состоянии наркотического опьянения – штраф 50 тысяч рублей и лишение прав на пять лет.

Как видно, эти законопроекты взаимосвязаны и прямым образом дополняют друг друга. Однако, как было отмечено, ни один из них не содержит четкого определения, какого же водителя можно считать «находящимся в состоянии алкогольного опьянения», а какого – нет. Именно поэтому существует и третий документ, вводящий соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Интересен этот документ тем, что вводит «разрешенные» промилле, а именно: пьяным считается тот, у кого в крови более 0,2 промилле или в выдохе более 0,1 миллиграмма алкоголя. Эти 0,2 промилле позволят «сгладить» эффект от некоторых продуктов и лекарственных препаратов, а также исключить погрешности техники, считают авторы проекта. Предполагается, что документ будет рассмотрен одновременно с двумя другими, описанными выше, проектами. С момента разработки и обсуждения данных поправок, «разрешенные» промилле вызвали широкий резонанс общественности – от ярых сторонников до не менее убедительных противников. Масса публикации в сети, выступления представителей власти, примеры европейских стран, очевидные плюсы и минусы введения промилле не смогли примерить оппонентов возникшей дискуссии. Очевидно, что окончательную точку в этом вопросе поставит законодатель.