28.02.2012

Новые стандарты и правила для будущих водителей.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России готовит новый документ, который регламентирует порядок получения водительского удостоверения. Этот административный регламент устанавливает подробные правила, определяющие порядок действий сотрудников государственного органа ГАИ. По их части уже действуют регламент о работе дорожно-патрульной службы и регламент о регистрации транспортных средств.

Не охвачена регламентом только функция по приему экзаменов и выдаче прав. Этот пробел в скором времени должны устранить. В первую очередь документ разрабатывается для того, чтобы прием экзаменов для всех был понятен и прозрачен. Чтобы, в случае возникновения спора между экзаменатором и кандидатом в водители, он мог быть разрешен с помощью этого документа. Чтобы и кандидат в водители знал свои права, и экзаменатор - границы своих обязанностей. А еще чтобы и кандидат в водители, и автошкола знали, чему конкретно надо учиться и чему учить, в каком случае ученик должен предъявлять претензии экзаменаторам, то есть ГАИ, а в каком - автошколе.

Однако охватить одним документом все тонкости дела и решить все спорные вопросы достаточно сложно. Поэтому этот вариант административного регламента имеет переходный характер. Новеллы документа. Теоретический экзамен остается в том виде, который был предусмотрен прежними нормами. А вот с практическим экзаменом возникли проблемы.

Напомним, что в 2010 году вступила в силу новая методика приема экзаменов, предусматривающая широкое применение систем автоматизации и иных технических средств, которые позволяли практически исключить возможность фальсификации результатов экзаменов. Прижиться ей не удалось, поскольку встречена была резкой критикой подавляющим большинством руководителей автошкол. Поговорим о том, что сегодня происходит на рынке автошкольных услуг.

Сложно ли получить лицензию для того, чтобы обучать будущих водителей? Оказывается - несложно. Достаточно наличие инициативного директора и энное количество времени, необходимое для оформления бумаг. Лицензию выдает местный орган управления образованием. Он собирает и рассматривает документы и почти никогда не интересуется, что же у автошколы на самом деле есть, чтобы учить вождению.

Никаких требований к площадкам для обучения вождению нет. Есть даже случаи, когда автошкола в документах указывает площадку, которая находится в другом регионе. Никто ведь не проверяет, где эта площадка, главное, что она есть. Бывает, автошколы заключают трехсторонний договор с учеником. Например, директор автошколы, у которой есть классы, но нет инструкторов, право обучения вождению передает сторонним специалистам по субподряду. Ученики в договорах вообще не разбираются и подписывают, их не глядя. Поэтому, когда приходит время потребовать от школы выполнения обязательств, выясняется, что никто никому ничего не должен.

Результат - увеличение количества аварий с участием водителей со стажем до 3 лет; рост количества не сдавших экзамен с первого раза. При этом низкий процент сдачи экзаменов с первого раза представители автошкол связывают не с плохой подготовкой учеников автошкол, а с повышенными требованиями к выпускникам со стороны экзаменаторов.

Сегодня ГАИ принимает экзамены по стандартам 1996 года. С тех пор дорожная обстановка сильно изменилась. В разы увеличилось количество машин, выросло качество автомобилей. Все это требует пересмотра программ обучения и новых подходов к приему экзаменов. Для практического экзамена предлагается добавить несколько обязательных упражнения без права на ошибку.

Мы знаем, что сейчас сдающий может выбрать из пяти обязательных упражнений только три. При этом в случае ошибки, имеется право повторить маневр. В новой же методике на экзаменационной площадке предлагается выполнить: повороты под прямым углом, остановку и трогание на подъеме, параллельную парковку, разворот в ограниченном пространстве с движением задним ходом. Повторить неудачно выполненный маневр не удастся. Правильность выполнения этих заданий будет оцениваться экзаменатором, как в ручном режиме, так и с применением технических средств.

Несколько изменится и экзамен по вождению в городе. Основная его цель - определить, готов ли кандидат в водители к безопасному участию в дорожном движении. Экзамен должен будет проводиться по дорогам с различной интенсивностью движения.

Отдельный раздел в новой методике будет посвящен современным методам проведения экзамена на автоматизированных автодромах. Учебные организации, которые готовят на таких автодромах, будут проходить аккредитацию в ГАИ и иметь право проводить теоретический и первый этап практического экзамена на своей базе. Положительные оценки, полученные кандидатами в водители на этих экзаменах, будут одновременно идти в зачет соответствующих внутренних экзаменов в автошколе и квалификационных экзаменов в ГАИ, что не потребует повторной их сдачи при получении водительского удостоверения.

В ГАИ останется сдать только практический экзамен в условиях дорожного движения. Ученикам остальных автошкол придется сдавать экзамен либо на этих же автодромах, либо на экзаменационных площадках, обустроенных в соответствии с новыми требованиями методики.

Таким образом, методик будет две. Одна для тех автошкол, которые не нашли возможность для строительства автодромов, вторая, для тех кто построил автодром.

С точки зрения ГАИ это более чем справедливо. Автодромы позволяют не только лучше обучить вождению, но и более эффективно принимать экзамены. Исчезнут привычные очереди, поскольку за один рабочий день на автодроме можно проэкзаменовать до 700 человек.

Из досье "Российской Газеты":

• В 2011 году по вине начинающих водителей со стажем до трех лет произошло более 25 тысяч аварий, в которых погибло 3258 человек, ранены более 36 тысяч.

• Из общего количества ДТП по вине водителей 16% приходится на молодых водителей. В прошлом году тяжесть происшествий с молодыми водителями выросла почти на 10 %.

• По данным ГИБДД, в прошлом году с первого раза экзамен в ГАИ сдали лишь 49,8 процента кандидатов в водители. Это почти на пять процентов меньше, чем годом ранее.