13.06.2012

Изменения в налоговом кодексе

На днях в Госдуме был рассмотрен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс.

Целью законопроекта является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.

Основные положения законопроекта.

Предусматриваются изменения в главу 261 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». Статья 3463 Кодекса дополняется пунктом, который устанавливает, что в случае прекращения организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачивался единый сельскохозяйственный налог, они обязаны представить заявление в налоговый орган о прекращении этой деятельности с указанием даты ее прекращения в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. Соответственно, для таких налогоплательщиков устанавливаются сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога и сроки представления налоговой декларации.

Вносится дополнение в порядок признания доходов, которым устанавливается, что в случае возврата налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

В главу 262 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса так же внесены изменения. Статья 34613 Кодекса дополняется пунктом, который устанавливает, что в случае прекращения организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, они обязаны представить заявление в налоговый орган о прекращении этой деятельности с указанием даты ее прекращения в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. Соответственно, для таких налогоплательщиков устанавливаются сроки уплаты налога и сроки представления налоговой декларации.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности не в полной сумме, а только в части выплат не возмещаемых за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – единый налог).

С 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога, исключаются: розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

По указанным видам предпринимательской деятельности с 1 января по 31 декабря 2012 года устанавливается ограничение по среднесписочной численности работников в размере 50 человек. Изменениями, вносимыми в статью 34628 Кодекса, вводится обязанность налогоплательщика при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подать в пятидневный срок заявление в налоговый орган в целях снятия с учета в качестве налогоплательщика этого налога.

Устанавливается порядок исчисления единого налога в случаях, когда число дней фактической работы налогоплательщика меньше количества календарных дней в налоговом периоде. В соответствии с законопроектом подпункт 3 пункта 2 статьи 18 части первой Кодекса (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и глава 263 части второй Кодекса (система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) признаются утратившими силу с 1 января 2014 года.

Таким образом, с указанной даты система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исключается из перечня специальных налоговых режимов.

Соответственно, с указанной даты признаются утратившими силу отдельные положения части второй Кодекса, связанные с единым налогом на вмененный доход, которые перечислены в пункте 4 статьи 8 законопроекта.

Упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая в настоящее время применяется на основании статьи 34625.1 главы 262 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее –Кодекс), предлагается выделить в отдельную главу 265 «Патентная система налогообложения» Кодекса и предусматривается дополнить перечень специальных налоговых режимов главой «Патентная система налогообложения».

Согласно законопроекту патентная система налогообложения вводится в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации. По сравнению с действующим перечнем (69 видов деятельности) общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 за счет их укрупнения.

При этом в указанный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности (химическая чистка, крашение и услуги прачечных, оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом, оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом, услуги по прокату, экскурсионные услуги, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров, и объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети).

Такой вид предпринимательской деятельности как услуги общественного питания заменен на услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

При этом, если какой - либо вид предпринимательской деятельности включает в себя согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) или Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) класс, подкласс, группу, подгруппу, то законом субъекта Российской Федерации может быть установлено в отношении какого класса, подкласса, группы или подгруппы данного вида предпринимательской деятельности патентная система налогообложения не применяется.

При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников средняя численность которых не должна превышать за налоговый период десять человек.

Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах минимального (100 тыс. рублей) и максимального их размеров (500 тыс. рублей).

Указанные минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Переход на патентную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Документом, удостоверяющим право применения патентной системы налогообложения, является патент, выдаваемый на один вид предпринимательской деятельности, который действует только на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

Заявление на получение патента индивидуальный предприниматель подает не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. В настоящее время он должен подать заявление за месяц до начала применения данной системы налогообложения. Налоговый орган обязан в пятидневный срок со дня получения заявления на получение патента выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

При этом в законопроекте перечислены основания для отказа в выдаче патента. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года. Если по итогам налогового периода доходы от реализации налогоплательщика, превысили 60 млн. рублей и (или) если в течение налогового периода им допущено несоответствие установленным требованиям по предельной численности наемных работников и срокам уплаты налога, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается. Индивидуальный предприниматель, утративший право применения патентной системы налогообложения или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на патентную систему налогообложения не ранее чем со следующего календарного года.

По действующему порядку индивидуальный предприниматель вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента через три года после утраты права применения данного налогового режима. Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения осуществляется в налоговом органе по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности (субъекту Российской Федерации) на основании заявления на получение патента в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом.

При этом указаны основания для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента. Налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, то налоговым периодом признается период времени с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности. Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Уплата налога производится в следующие сроки: если патент получен на срок до 6 месяцев - в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности, указанной в патенте; если патент получен на срок от 6 месяцев до 12 месяцев календарного года - в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности, а оставшиеся две трети суммы налога уплачиваются в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода. Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками патентной системы налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

http://www.duma.gov.ru/