14.11.2012

ФАС и операторы: финальная битва.

Главный антимонопольный орган России снова обратил внимание на крупнейших операторов мобильной связи (ОАО "Мобильные телесистемы", ОАО "Мегафон", ОАО "Вымпелком").

На этот раз дело о признании "большой тройки" операторов нарушившими антимонопольное законодательство основано на том, что операторы нарушают Закон "О защите конкуренции" при оказании своим абонентам услуг по обеспечению доступа к развлекательным и информационно-справочным сервисам третьих лиц.

Возбудило дело УФАС по Санкт-Петербургу, поводом для этого стали постоянные и многочисленные обращения граждан с жалобами на действие перечисленных операторов. У всех абонентов при использовании информационных и развлекательных систем с помощью коротких номеров с личного счета списывались денежные средства.

Управление ФАС посчитало, что действия операторов неправомерны и начало собственное расследование по поданным жалобам. ФАС пришел к выводу, что система доступа к сервисам контент-провайдеров, организованная "МТС", "Вымпелком" и "Мегафоном", может являться нарушением антимонопольного законодательства и как следствие - нарушением и ущемлением прав и законных интересов потребителей-абонентов.

Существенным фактом при этом ФАС признает то, что зачастую операторы позволяют себе предоставлять услуги, которые не запрашивались абонентом, и снимать за это средства с личных счетов пользователей. Также, с целью выявления неправомерных действия операторов, ФАС уже запросил документы и иные материалы у контент-провайдеров.

По предварительной оценке, договоры, которые регулируют отношения оператора и провайдера действуют на территории более чем одного субъекта России. Следующий шаг антимонопольного органа - обращение к абонентам перечисленных операторов. В официальном сообщении ФАС говорится, что для всестороннего изучения дела необходима информация о содержании приходящих SMS с коротких номеров, при получении которых происходило списание денежных средств с баланса, а также детализацию счетов в порядке подтверждения такого списания и переписку с провайдером или сервисной службой оператора по вопросам списания.

Ранее представители названных операторов сообщали, что никаких документов от ФАС не получалось, претензий к их работе ни у кого не возникало. Сейчас же операторы заявляют, что вся работа проводится с учетом требований законодательства, а все услуги предоставляются на законной основе. При этом "МТС" уточнил, что на базе информационно-справочных и развлекательных систем также работает система оповещения о стоимости предоставляемой услуги. "Мегафон" же заявил, что в адрес сервисной службы компании поступали жалобы о незаконном списании средств и, для того чтобы бороться с этим, компанией была введена система возврата средств пострадавшим от мошенничества.

Так же "Мегафон" уточнил, что сумма, возвращенная пострадавшим абонентам достаточно велика. "Вымпелком", не отставая от своих "коллег", уведомил общественность и антимонопольный орган о том, что, с целью противодействия мошенничеству среди контент-провайдеров, в систему внедрено обязательное SMS-информирование абонента о стоимости предоставляемых услуг до оказания такой услуги.

Таким образом, все три оператора считают, что большая часть претензий в их адрес необоснованна, так как винить за списание сумм при оказании услуг оператором абоненты должны в первую очередь себя. ФАС уже достаточно давно пытается противодействовать монополии на рынке оказании услуг мобильной связи, посмотри, что получится на этот раз.

По статистике, каждый третий (или даже второй) сталкивался с мошенничеством такого рода, иногда не раз. Конечно, суммы списания не всегда большие, но все равно непонятно, почему оператор, который зарабатывает на своих абонентах огромные деньги, не удосужится разработать такую систему, при которой абоненты-потребители будут защищены от всякого рода махинаций.