22.11.2012

Защита потребителя

Недавно в Государственную Думу внесен пакет масштабных поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), касающихся увеличения штрафов за нарушение прав потребителей. Данные поправки нацелены на усиление превентивных мер для продавцов и поставщиков товаров и услуг и, конечно же, на защиту потребителя.

Самый большой штраф устанавливается за обман покупателя. Так, если продавец обманывает потребителей не первый раз, штраф будет равен 1 миллиону рублей. Если же правонарушение совершено впервые - 300 тысяч. Мера хоть и достаточно строга, но в создавшихся условиях ведения бизнеса просто необходима.

Например, недавно к нам обращался клиент, которого обманули настолько открыто, что оставалось только удивиться наглости продавцов. Суть заключалась в том, что доверитель, выбрав необходимую ему модель компьютера, сказал её название продавцу. Компьютер-то ему продали, и в чеке значился необходимый, и на коробке был нарисован. Только вот в самой коробке лежала совершенно другая модель, внешне похожая на ту, которую хотел приобрести клиент, но конфигурацией и параметрами значительно отличающаяся. Понятное дело, что понять «внутреннюю» наполняемость модели можно только при ее непосредственном использовании, особенно если участь, что в товарной накладной не были указаны все параметры конфигурации. Мало того, что компьютер был продан не тот, который клиент собирался приобрести, но и цену за него взяли, как за более дорогой компьютер, выбранный изначально. Именно для пресечения таких махинаций и устанавливается штраф.

Далее, увеличиваются штрафы за другие нарушения прав потребителя продавцом. Причем, не только для компании, как юридического лица, но и для ее непосредственного руководителя. Например, штраф за включение в договор недостоверной информации или за продажу некачественного товара/услуги лично для руководителя фирмы составит 10 тысяч рублей. Более строгий спрос с индивидуальных предпринимателей - им в аналогичном случае придется заплатить 70 тысяч рублей. Дополнительным "бонусом" к штрафам за названные нарушения является приостановка деятельности юридических лиц и ИП на один месяц.

Не менее важной является и санкция для сотрудников компании, уличенных в нарушении прав потребителя. Им новые поправки грозят годовой дисквалификацией. Депутаты Госдуму уверены, что необходимость в таких поправках возникла уже давно, потому что нынешний российский рынок товаров и услуг, к сожалению, зачастую проявляет себя не лучшим образом - обманывает покупателей, не соблюдает законы, нарушает права граждан. "Наибольшее волнение вызывает обилие фальсификата и контрафакта на прилавках продовольственных магазинов, так как именно от качества продуктов питания напрямую зависит здоровье наших граждан и национальная безопасность", - заметил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Кроме того, Комитет вывел "топ" компаний, нарушающих права граждан. В него вошли компании ЖКХ, туристический бизнес, авиаперевозчики, банки, а также розничные сети. Ну и, конечно же, не забылись и уже привычные всем мошенники: в пояснительной записке к проекту упоминается о почтовых рассылках рекламы товаров с обещанием огромного выигрыша. И если большинство людей не ведутся на откровенный развод, то все же находятся пожилые граждане, которые довольно часто верят рекламным буклетам.

Как всегда, у проекта есть и противники. Они уверенны, что поправки разработаны для того, чтобы подкосить мелкий и средний бизнес, а повышение штрафов при нынешнем самоуправстве и чиновников станет еще одним доходным пунктом для местных властей. Кроме того, напоминается, что многие нарушения уже предусмотрены другими санкциями, например, отсутствие сведений о товаре уже регулируется нормами того же КоАПа. Противники уверенны, что наказывать предпринимателей нужно только после того, как в судебном порядке будет доказан реальный вред, причиненный покупателю. Только это, по их мнению, может дать стимул продавцу не нарушать закон.

Сторонники проекта, напротив, считают, что только предложенным способом можно остановить пагубную тенденцию к постоянному нарушению прав потребителя. И повышение штрафов вводится неспроста - когда штрафы были невелики, предпринимателю зачастую было выгоднее заплатить штраф, чем устранить нарушения. Эффективным также признается увеличение штрафа за включение в договор незаконных условий - любимое нарушение туроператоров и банков. В целом, позиция сторонников проекта такова, что чем больше штраф, тем дольше будет думать предприниматель, прежде чем нарушить закон, именно это и является исполнением одной из основных функций КоАПа - превентивной.