27.11.2012

Перезагрузка образования

В октябре в первом чтении Госдумой был одобрен законопроект, вносящий серьезные поправки в закон об образовании. Далее документ был вынесен на всеобщее обсуждение, где набрал большое количество замечаний и поправок, некоторые из которых, кстати, были учтены авторами. 11 декабря Госдума рассмотрит поправки в основном чтении, и от решения депутатов будет зависеть будущее развитие института образования России. Итак, что нового вносит проект в уже существующий закон?
Во-первых, обновленный закон будет содержать статью, раскрывающую основные понятия и термины, применяемые в законе. Например, качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям, а уровень образования (образовательный ценз) - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом. Четкое раскрытие и определение всех используемых терминов и определений - это несомненный плюс предложенного проекта.
Во-вторых, поправками определится юридический статус учителя. Этому в законопроекте посвящена целая глава, содержащая положения об основных правах и свободах педагогических работников, гарантиях и мерах социальной поддержки, а также об обязанностях и ответственности педагогических работников. Кроме того, расширяется статья об индивидуальных педагогических работниках (репетиторах), их труд более конкретизируется. Надо заметить, что в соответствии с предложенной главой, правовой статус педагога устанавливается достаточно высокий, предлагается широкий перечень гарантий и мер социальной поддержки (например, право на сокращенную рабочую неделю, право на досрочную трудовую пенсию по старости и т.д.).
В-третьих, четко прописаны меры социальной поддержки обучающихся и преподавателей: стипендии определяются в зависимости от МРОТа, а зарплаты - со средними в экономике.
В-четвертых, расширяются возможности дошкольного и семейного образования, повышается уровень и статус дополнительного образования. Дошкольное образование становится отдельным и самостоятельным уровнем. Немаловажно и то, что закон предусматривает и дает возможность учащимся получать образование в университетах мира за счет бюджетного финансирования.
В-пятых, расширилась компетенция и юридический статус негосударственных образовательных учреждений. И, наверное, одно из самых важных - уравнение в статусе с государственными образовательными учреждениями и, как следствие, получение права на финансирование из средств бюджета.
В-шестых, вводится новая система льгот на зачисление в высшие учебные заведения. Вместо 140 существующих видов льгот предлагается оставить всего 4: зачисление вне конкурса, зачисление по квоте (дети-сироты и инвалиды I и II группы), прием на бесплатные подготовительные отделения при вузах и прием тех, кто имеет преимущественное право при прочих равных условиях. Эта поправка уменьшит количество льготников, потому что некоторым абитуриентам будут предложены занятия на подготовительных отделениях вместо обучения на 1 курсе.
Это не полный список вводимых поправок, и пока не до конца понятно, благотворно или нет они скажутся на системе образования в России. На данный момент важно то, что наконец-то законодатель пришел к выводу, что образование требует модернизации. Будем надеяться, что модернизация пойдет в правильном русле.
А пока можно ознакомиться с проектом предлагаемого закона здесь и принять участие в обсуждении на сайте Госдумы.