30.11.2012

Законопроект о госзакупках

Дума рассматривает проект закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» разработанный Министерством экономического развития. Проект уже принят в первом чтении и после принятия сменит Закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С момента вступления Закона 94-ФЗ, а это с 2006 г. система государственных заказов была существенно изменена. Заказы стали открыты, сведения о закупках размещаются на официальном сайте.

Определен исчерпывающий перечень требований к квалификации участников закупки. Установлен досудебный порядок обжалования действий заказчика, который, в отличие от обжалования в суде, не растянут во времени и позволяет рассмотреть жалобу в очень короткий срок. Положение дел в данной отрасли наладилось, но идеальным его назвать далеко нельзя. Как следует из пояснительной записки Минэкономразвития целями законопроекта являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В законопроекте предусмотрено:
1) размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;
2) введение института общественного контроля за государственными закупками. В законопроекте предусмотрено положение о создании общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков;
3) введение института контрактной службы заказчиков – подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;
4) изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки, заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Основной способ выбора исполнителя – открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ и мировой практике в целом. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;
5) установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений;
6) введение антидемпинговых мер, а именно - установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование;
7) введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;
8) введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;
9) утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.