Вы останавливаете такси или ловите маршрутку, а за рулем оказывается иностранный гражданин. Причем не француз и не итальянец, а гражданин соседнего государства. Знакомая ситуация? Конечно, знакомая. И каждый пассажир такого водителя смутно догадывается, что водитель, вероятно, сдавал экзамен на вождение и получал права в своей родной стране. Из этого можно сделать вывод, что водитель только интуитивно знаком с теоретической составляющей вождения в России и вполне возможно, некоторые правила и знаки дорожного движения и вовсе не знает. Именно поэтому в большинстве случаев, поездка от дома на работу может превратиться в «гонку на выживание».
Внимание на эту проблему не так давно обратили и наши законодатели, которые разработали целый пакет поправок в закон о безопасности дорожного движения. Суть поправок проста – водитель, занимающийся перевозкой людей-пассажиров, обязан иметь водительское удостоверение национального российского образца. В противном случае этой деятельностью заниматься он не вправе. Причем для получения российских прав кандидатам придется заново сдавать как теоретический, так и практический экзамены в ГАИ.
Но это не все нововведения, которые предполагается внести в закон о безопасности движения. Законодатели пересмотрели подход к категориям водительских прав и решили увеличить их число, введя так называемые «подкатегории».
Для справки: сейчас российское законодательство в сфере дорожного движения знает следующие категории: "А" – мотоциклы; "В" - легковые автомобили, с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны и количеством мест не больше восьми, за исключением места водителя; "С" - грузовики (масса более 3,5 тонны); "D" - автобусы (количество пассажирских мест более восьми). Есть «специальные» категории: "ВЕ", "СЕ" и "DE" - управление теми же транспортными средствами, но с прицепом, масса которого превышает 750 кг, и категории "Tm" - трамваи и "Tb" - троллейбусы.
Если поправки будут приняты, в России появятся новые категории: "А1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающем 125 кубических сантиметров; "В1" - трициклы и квадроциклы; "С1" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых от 3,5 до 7,5 тонны; "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя (газели). Подкатегории "С1Е" и "D1E" появятся для автомобилей с прицепом, масса которого больше 750 килограммов, но не превышает массы самого автомобиля. Впервые появится категория для управления мопедами - "М": теперь, чтобы сесть за руль безобидного мопеда тоже придется сдавать экзамен в ГАИ.
Порядок «взаимодействия» категорий и подкатегорий таков - каждая "старшая" категория разрешает управлять "младшей", например, если у вас есть категория "С", то вы можете управлять автомобилями категории "С1".
Другое нововведение, о котором давно ведется речь – возможность сдавать экзамен на автомобиле с коробкой-автоматом. Ограничение здесь, конечно же, тоже вводится – если человек сдал экзамен на автоматической коробке, то в дальнейшем управлять механикой он не сможет, в правах будет стоять ограничение-отметка о том, что водитель имеет право ездить только на автомате.
Описанный законопроект уже направлен в Государственно-Правовое управление президента. Если решение управления будет положительным, проект вернется в Государственную Думу и, по словам Главы Комитета Госдумы по транспорту, будет рассмотрен депутатами без промедления.