Полтора года назад в Госдуму председателем Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов был внесен законопроект, который устанавливал запрет на заемный труд. В то время он вызвал огромное количество критики и был отправлен на доработку. Спустя полтора года Комитет его исправил и скоро он выйдет на второе слушание Думы.
Поясню, что такое заемный труд. Самый простой пример, наверное, можно привести из мира спорта. Наверняка, всем известна ситуация, когда футболист "принадлежит" одной команде, с этой командой у него заключен контракт, но в силу каких-либо причин, выходит играть он за другие флаги. Это и есть заемный труд - между клубами заключается договор на передачу этого игрока в так называемое "временное пользование". В жизни обычных работников это тоже не редкость: например, человек заключат договор с рекрутинговой компанией, которая, в свою очередь, сдает его труд в аренду другой компании. Опять же, небезызвестный всем аутсорсинг так же относится к категории заемного труда.
Вернемся к самому проекту. В прошлой редакции документ предлагал все виды заемного труда просто-напросто запретить. Авторы проекта утверждали, что заемный труд ущемляет права и интересы работников, передаваемых "в аренду". Приводился даже вполне подтверждающий названную позицию пример: "Мы сталкивались с ситуацией, когда человек формально числится в частном агентстве занятости, а реально работает на заводе. И деньги за его труд завод перечисляет в агентство, оно расплачивается с работником. При этом он не получает надбавки за вредность, сверхурочность, лишен многих соцгарантий". Основные противники законопроекта утверждали, что заемный труд нужно не запрещать, а регламентировать, потому что и в нем есть положительные черты и виды, например, аутсорсинг. В итоге в изначальной редакции проект не приняли, и сейчас он будет рассматривать заново, уже в "компромиссном" варианте.
Итак, передавать работников "в аренду" можно будет физическим лицам для их личного обслуживания, а юридическим лицам - только в период больничного и декретного отпуска основного работника или же на заведомо временные (возможно, сезонные) работы (не более полугода). Кроме того, документ предусматривает, что работодатель, принимающий "заемного" работника, обязан будет гарантировать ему соблюдение всех положений трудового законодательства, а заработная плата такого работника не должна быть ниже основного персонала, выполняющего идентичную работу. Кроме того, законодатели самостоятельно подготовят типовой трудовой договор с заемными работниками. Ну и, конечно же, аутсорсинг законопроектом не запрещен.
Остались и прежние, "запретительные" черты проекта, другими словами, запрещено многое. Так, работодатель не сможет взять работника "в аренду", если основному персоналу задерживают заработную плату, если предприятие находится в стадии банкротства, если предприятие имеет вредные условия труда, а также, если основной коллектив объявил забастовку. Кроме этого, авторы законопроекта дополнительно предлагают запретить иностранным юридическим лицам, а также учрежденным ими организациям и их дочерним предприятиям выступать в качестве служб занятости.
Насколько можно понять из слов противников, их позиция за последние полтора года не изменилась - заемный труд должен быть регламентирован, а не запрещен. Закон не должен ограничивать рекрутинговые компании в поиске и предоставлении персонала, он не должен быть рассчитан на узкий круг лиц, а уж говорить о полном запрете такого труда - глупо. Именно поэтому, по мнению противников, законопроект должен быть направлен на четкую, упорядоченную регламентацию труда "заемных" рабочих, ведь этот труд - гибкий и сравнительно быстрый механизм по привлечению новых сотрудников.